Пролог
Этот удивительный случай произошёл в 1990-х годах, когда я жил на Святой Горе Афонсо своим духовным братствомв монастыре Григориат.
Как-то меня посетил мужчина из города Волос со своим 12-летним сыном. Я попросил отца ребёнка дать мне возможность поговоритьнаедине с мальчиком, он любезно разрешил и вышел, а мы остались одни в Архонтарике.(это гостевые покои в монастыре)
Как-то меня посетил мужчина из города Волос со своим 12-летним сыном. Я попросил отца ребёнка дать мне возможность поговоритьнаедине с мальчиком, он любезно разрешил и вышел, а мы остались одни в Архонтарике.(это гостевые покои в монастыре)
Сразу последовал следующий диалог: «Я, - сказал я мальчику, - вижу в твоём лице образ двенадцатилетнего Христа, как это было в
храме Соломона, где юный Искупитель учил Божьему слову иудейский народ».
После
чего я спросил его: «А что видишь ты,
дитя моё, в моем лице?»
Недолго подумав, он ответил: «В тебе, отец Христодул, я вижу то же самое». «Чтоты видишь?»-переспросиляего.
И тогда он удивительным образом дал мне поистине следующий богословский ответ: «В вашем лице, Отец, я вижу 33- летнего распятого на кресте Христа Спасителя".
И тогда он удивительным образом дал мне поистине следующий богословский ответ: «В вашем лице, Отец, я вижу 33- летнего распятого на кресте Христа Спасителя".
Его ответ не только тронул меня до
глубины души, но и несказанно удивил, ведь подобное я слышал впервые, да еще из
уст, по существу, еще подростка. В дальнейшем этот случай стал поводом для
написания следующего письма. Этот же юноша - теперь уже взрослый мужчина - посвятил себя монашеской жизни и живёт сегодня в одной
из Святоафонских келий.
Узреть и узнать Христа
Был
день Воскресения Иисуса Христа.
Два ученика Христовых, Клеопа и Лука, спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они беседовали о Христе и скорбных событиях последних дней. В этот момент к ним подошел Сам Христос. Воскресший Иисус Христос шёл рядом с ними и обсуждал последние пророческие события о Страстях Господних и Его Воскресении.
Два ученика Христовых, Клеопа и Лука, спешили из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они беседовали о Христе и скорбных событиях последних дней. В этот момент к ним подошел Сам Христос. Воскресший Иисус Христос шёл рядом с ними и обсуждал последние пророческие события о Страстях Господних и Его Воскресении.
Иисус
шёл рядом с ними, но они не узнали Учителя, потому как очи их были «удержаны»( слово «удержаны», по-гречески, ecratuntai, обозначает пребывать закрытым для чего-то, здесь удержаны от того, чтобы
узнать Господа Иисуса).
Они приглашают Его в свои жилища, Господь принимает их приглашение и следует за ними. В тот же вечер, достигнув Еммауса, они собрались для трапезы.
Они приглашают Его в свои жилища, Господь принимает их приглашение и следует за ними. В тот же вечер, достигнув Еммауса, они собрались для трапезы.
" И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и
подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для
них."(от Луки 24: главы 30-31).
И как в день Тайной вечери, Господь взял хлеб, благословил и подал им.
Тогда глаза их открылись, и они узнали Спасителя. Но Христос стал невидим,
свидетельствуя грядущим поколениям, что Его присутствие в Евхаристии есть
истинный знак Воскресения.
На
протяжении всей Его земной жизни многие видели ГосподаИисуса Христа. Но мало
кто видел Его глазами своих душ и узнал Его!
Праведный Симеон Богоприимеци Пророчица Анна видят Богомладенца «духовными» очами и пророчествуют. (от Луки 2:главы
23-38).
Младенца
Христа видят и другие. Но их глаза "видя не видели". Они не видят в Богомладенце своего Искупителя, а лишь обыкновенного
младенца.
В
храме Соломонадвенадцатилетнего Иисуса видят и учителя закона Моисеева.И даже после того,
как Он объяснил Писание, они все равно не были в состоянии
распознать Его, ибо их глаза были « удержаны». Они даже не
представляют себе, с кем они разговаривают. Они видят Христа, но не могут узреть Его. Для них это был обычный
двенадцатилетний еврейский мальчик.
Видит
тридцатилетнего Иисуса и святой Иоанн Предтеча в реке Иордан. И видит он Его опять
же «глазами» души своей. Вот почему Иоанн Креститель признаётбожественность Иисуса и именует Иисуса АгнцемБожиим. (от Иоанна 1, главы 29-34). Другие люди тоже видят Его в
реке Иордан, но их глаза «удержаны». Они видят в Нем простого смертного, они не
в состоянии воспринять
богочеловеческую личность Иисуса Христа.
Саддукеи,
Понтий Пилат, Каиафаи Ирод тоже видели Иисуса, но их глаза были «удержаны»,
не смогли они узреть Его Божественную ипостась, Его Божественного начала. А
вот сотник с «открытыми» глазами души своейудостоился узреть и признать, что «истинно Человек Сей был Сын Божий» (от Марка 15: главы 39-40).
Явился Воскресший Христос Спаситель и двум Мариям,
сперва Марии Магдалине, потом другой Марии, и «они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. » (от Матфея 28, главы 9-10).
Двое
учеников Христовых, шедшие из Иерусалима в селение, увидели Воскресшего Господа своими глазами «в ином образе». (от Марка
16, главы 12-13). Они не узнали
Иисуса по изъяснению Св. Писания, но узнают в преломлении хлеба.
Явился
Он и одиннадцати апостолам, упрекая их
за неверие и жестокосердие, что даже видевшим Его воскресшего не поверили.
Ἡ Мария Магдалина видит Его и думает,
что она садовник. Когда Иисус подошел к ней и позвал ее по имени,
тогда она неожиданно узнаёт воскресшего Христа, и воскликнув: «– Раввуни!– что значит: Учитель!» -
бросилась к Его ногам.(от Иоанна20, глава 16)
Апостол
Фома «прозревшими глазами» признает
Воскресшего Христа как «Своего Господа и Бога» (Ин. 20: 28).
Явился
Иисус ученикам Своим при море Тивериадском,они и не сомневаются даже,
что разговаривают с
Воскресшим Господом, поэтому не
осмеливаются спросить «Кто это?» , зная что перед ними Сам «Господь» (Ин. 21:
1-14).
Удивителен и поразителен тот факт, что, хотя все видят Иисуса Христа, лишь немногие признают Его божественную ипостась. Возникает вопрос, чтоже на самом деле видятистинно верующие? И чего же не видят тогда маловерующие?
Всё сводится к главной тайне нашей веры — Боговоплощению,пониманию Богочеловечества Иисуса Христа.
Слово Божье воплотилось и стало человеком, стало плотию. Поэтому у Христа как Богочеловека две ипостаси, Сын Божий объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую.
Люди видели Его человеческую природу. Но не всем дано было узреть Его Божественную
ипостась, которая была скрыта в человеческой, а видели это только те, кому при таинственной
силе Божественного Света дано было«открытьсямысленным очам». Ибо Богочеловека Иисуса
можно, конечно, созерцать в образе обычного человека, апри
таинственной силе Божественного Света в Нем можно узреть Господа Бога. А те, чьи очи «удержаны»
в силу своей духовной слепоты видят только Его человеческий облик! Но всецело
проникнутые Божественным Светом узрят Христа, увидят Его Божественную
природу! «Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят.» (от Матфея 5: глава 8).
Христос, воплощаясь в человеческую
природу через Священные Тайны,поселяется внутри нас,чтобы жить внутринас, давая нам Свою побеждающую силу, Он становится
Человеком для того, чтобы ответить на все человеческие нужды.Человеческая
природа Христа
была реальной и полной.
Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, есть
одновременно и Совершенный Бог, и Совершенный Человек.Потому что христиане -
это храм живого Бога, « Ибо вы храм
Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду
их Богом, и они будут Моим народом.» (Коринфянам 6:16)
Господь
продолжает через Свои Священные Тайны входить в нас и ходить среди нас в образе
благочестивых христиан! Наше единство с Богом, рожденное
внутри нас таинством святого крещения, очень важно.
Ὁ Христос и Его Царство находятся внутри нас. Мы обретаем добродетели, и они становятся живыми чертами нашего характера; Единство Господа с каждым человеком, и есть Боговоплощение! Богочеловек – в нас, в нашем страдании, нашем покаянии, нашем очищении постом и в нашем новом обращении к Богу.
Ὁ Христос и Его Царство находятся внутри нас. Мы обретаем добродетели, и они становятся живыми чертами нашего характера; Единство Господа с каждым человеком, и есть Боговоплощение! Богочеловек – в нас, в нашем страдании, нашем покаянии, нашем очищении постом и в нашем новом обращении к Богу.
Все
мы видим в наших христианских братьях и сестрах простых смертных, ибо глаза наши «удержаны», и только
когда глаза души нашей благодаря Божьей благодати откроются,увидим мы вбратьях
во Христе образ самого Христа!
Братья
во Христе освященные Божьей благодатьюстановятся
в глазах нашихБогочеловеками ! Ибо все они сыны
Божии!(См. Рим. 8:14; Гал
3:26; Иоанна 1:12; Иоанна 3:31).
Наши
братья во Христе , обретают способностьБоговоплощения в Божьей благодати. Ибо «Он назвал
богами тех, к которым было слово Божие» (отИоанна10, глава35).
Однако дар божественного прозрения БОЖИЕЙ БЛАГОДАТЬЮ достойны только «чистые сердцем» (Матфея 5: 5).
Слабость
и жесткость души нашей. поступки против истины, правды и
любви вместе с отсутствием веры «держат» глаза нашей
души закрытыми.
«…потому
говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
|
||
и сбывается
над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухомуслышите- и не уразумеете,
и глазами смотреть будете - и не увидите,
|
||
ибо огрубело
сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят
глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы
Я исцелил их.
|
||
Ваши же
блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
|
||
ибо истинно
говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и
не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.»
|
(Матфея
13: 13-17).
Когда глаза души нашей «прозреют», мы с удивлением откроем для себя что Он смотрит на нас глазами наших братьев во Христе! И это Божественное явление отведет от нас дурныегреховные мысли и пожелания. Такого рода Божественное прозрение подавляет в любом человеке всякого рода внутренние греховные побуждения. Человек, удостоенный такого Божественного духовного прозрения, становится филантропом - благотворителем. Отверзение духовных очейпреображает сердце человеческое, заменяя греховные страсти соответствующими им христианскими добродетелями (гордость - смирением, эгоизм – любовью,совершается процесс оздоровления, очищения души и т.д).Он начинает видеть в лице своего брата Божественную святость.
Он
ощущает присутствие Христа через любящее
сосуществование со своими братьями во Христе. Ибо в каждом лице христианского
брата видит Христа «в ином образе»! (от
Марка 16, глава 12).
Да поможет нам Бог «узреть»
и лично познать Господа Иисуса Христа и
да отбросим любое препятствие и грех, которые так лесно обвивают нас и которые
могут помешать нам увидеть и узнать Иисуса Христа.
Отец Христодул
Монах святого монастыря Григориат
Святая гора Афон
Архимандрит Христодул
Фэйсбук: Χριστοδουλος Αρχιμανδρίτης
Домашний телефон:
0030 210 93 48 999
Мобильный: 0030 /
6982664234
Фэйсбук: Χριστοδουλος Αρχιμανδρίτης
Перевод на русский:
Юрку Анжела
Email: aiurcu@bk.ru
Уважаемые братья во
Христе!
Я отец Христодул,
долгое время был иеромонахом на Святой Горе в монастыре Григориат.
На Святой Афон я
поехал в 1987 году и прожил там 22 года.
В 2010 году я покинул
Святой Афон, чтобы обрести возможность служить и помогать мирянам.
Служил в разных
храмах и церквях в Афинах, на Крите и в Иерусалиме. В 2015 году был возведён в сан архимандрита в Афинах, но
не являюсь госслужащим, как другие православные священники в Греции. (по
причине экономического кризиса)
Я хотел
бы предложить Вам для публикации несколько
своих писем, которые были написаны мною на Святом Афоне, если, конечно,
такого рода письма представляют для вас и ваших читателей интерес. Я очень
люблю Россию, и считаю эту страну и
людей, живущих в этой стране, близкими по духу и меня восхищает тот факт, что
православие процветает и утверждается, тогда как в
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου